Ввод в эксплуатацию объектов строительства: нюансы ответственности заказчика

3 ноября 2021 Uncategorized
Введення в експлуатацію об’єктів будівництва

Именно на заказчика возложена обязанность инициировать вопрос принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов.

На это обратил внимание Верховный Суд в постановлении от 20.09.2021 в деле №2340/4928/18. Текст документа недавно появился в Едином государственном реестре судебных решений.

В ходе внеплановой проверки капитально отремонтированного здания спортивной школы Управление государственного архитектурно-строительного контроля Черкасского горсовета установило, что школа как объект строительства не была введена в эксплуатацию, как того требует Закон «О регулировании градостроительной деятельности», однако эксплуатировалась.

Такое нарушение в сфере градостроительной деятельности явилось основанием для составления предписания и привлечения Департамента образования и гуманитарной политики горсовета к ответственности.

Но Департамент, считая такое решение противоправным, обратился в суд.

Дело в том, что Департамент не считал себя заказчиком строительства, потому что не подавал заявление о застройке территории, следовательно, не имел статус субъекта градостроительной деятельности.

Первоначально суды в удовлетворении иска отказали. Но Верховный Суд имел другое мнение на этот счет.

Высокие судьи обратили внимание на то, что в ходе реализации проекта по капитальному ремонту здания школы изменился заказчик строительства из-за передачи этого объекта с баланса на баланс.

Новый заказчик подал в Управление ГАСК уведомление об изменении данных в зарегистрированной декларации о начале выполнения подготовительных / строительных работ, а именно об изменении заказчика строительства, как того требовал п. 15-1 Порядка выполнения подготовительных и строительных работ, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 № 466.

В этой связи Верховный Суд указал, что в соответствии с установленным Порядком орган государственного архитектурно-строительного контроля обеспечивает внесение в реестр информации, указанной в уведомлении. Сведения о ранее внесенных данных, указанных в декларации, подлежат изъятию из реестра.

В то же время, по этому делу сведения о включении Управлением в реестр изменений о заказчике строительства объекта, относительно которого возник спор, отсутствовали.

При таких обстоятельствах проведение проверки относительно Департамента, не являющегося заказчиком строительства, составление предписания и применение к нему штрафных санкций за нарушение в сфере градостроительной деятельности в соответствии с Законом «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности», не соответствует законности при применении мер воздействия.