Мошенничество с НДС и прочее: ВР установила подследственность Бюро экономической безопасности

17 ноября 2021 Новина
Шахрайство з ПДВ. БЕБ

Чтобы запустить работу Бюро экономической безопасности Украины, Верховная Рада определила основную и дополнительную подследственность этого государственного правоохранительного органа, который, в том числе, должен выполнять функции аналитической оценки, предотвращения, выявления, прекращения, расследования и раскрытия преступлений.

Сегодня, 17 ноября 2021 года, Верховная Рада приняла в целом Закон «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный и Уголовный процессуальный кодекс Украины о введении деятельности Бюро экономической безопасности Украины и связанного с этим усовершенствования работы некоторых государственных правоохранительных органов» (на базе проекта №3959-1 от 25.08.2020).

Отметим, что первоначально в Уголовном кодексе должно было появиться новое преступление – мошенничество с налогом на добавленную стоимость (ст. 222-2). Впрочем, было решено использовать существующий состав ст. 191, уточнив для Бюро экономической безопасности предмет преступления – бюджетное возмещение.

Итак, согласно финальной редакции проекта, предложенной профильным комитетом и поддержанной народными депутатами в сессионном зале, детективы органов Бюро экономической безопасности Украины будут осуществлять досудебное расследование уголовных правонарушений, предусмотренных статьями:

191. Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением, если:

  • предметом уголовного правонарушения является бюджетное возмещение или
  • при условии, что размер предмета такого уголовного правонарушения или причиненного им ущерба составляет от пятисот до двух тысяч размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на момент совершения уголовного правонарушения, и он совершен служебным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, субъекта хозяйствования, в уставном капитале которого доля государственной или коммунальной собственности превышает 50 процентов, и досудебное расследование такого уголовного правонарушения не отнесено к подследственности ГБР или НАБУ)

199. Изготовление, хранение, приобретение, перевозка, пересылка, ввоз в Украину с целью использования при продаже товаров, сбыта или сбыт поддельных денег, государственных ценных бумаг, существующих в бумажной форме, билетов государственной лотереи, марок акцизного налога или голографических защитных элементов

200. Незаконные действия с документами на перевод, платежными картами и другими средствами доступа к банковским счетам, электронными деньгами, оборудованием для их изготовления

203-2. Незаконная деятельность по организации или проведению азартных игр, лотерей

204. Незаконное изготовление, хранение, сбыт или транспортировка в целях сбыта подакцизных товаров

205-1. Подделка документов, подаваемых для проведения государственной регистрации юридического лица и физических лиц – предпринимателей

206. Противодействие законной хозяйственной деятельности

206-2. Противоправное завладение имуществом предприятия, учреждения, организации (в случае, если досудебное расследование таких уголовных правонарушений не отнесено к подследственности ГБР или НАБУ)

210. Нецелевое использование бюджетных средств, осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением (в случае, если досудебное расследование таких уголовных правонарушений не отнесено к подследственности ГБР или НАБУ)

211. Издание нормативно-правовых актов, уменьшающих поступление бюджета или увеличивающих расходы бюджета вопреки закону (в случае если досудебное расследование таких уголовных правонарушений не отнесено к подследственности ГБР или НАБУ)

212. Уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей)

212-1. Уклонение от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование

218-1. Доведение банка до неплатежеспособности

219. Доведение до банкротства

220-1. Нарушение порядка ведения базы данных о вкладчиках или порядке формирования отчетности

220-2. Фальсификация финансовых документов и отчетности финансовой организации, сокрытие неплатежеспособности финансового учреждения или оснований для отзыва (аннулирования) лицензии финансового учреждения

222. Мошенничество с финансовыми ресурсами

222-1. Манипулирование на организованных рынках

223-1. Подделка документов, подаваемых для регистрации выпуска ценных бумаг

224. Изготовление, сбыт и использование поддельных ценных бумаг (кроме государственных ценных бумаг)

229. Незаконное использование знака для товаров и услуг, фирменного наименования, квалифицированного указания происхождения товара

231. Незаконный сбор в целях использования или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну

232. Разглашение коммерческой, банковской тайны или профессиональной тайны на рынках капитала и организованных товарных рынках

232-1. Незаконное использование инсайдерской информации

232-2. Сокрытие информации о деятельности эмитента

233. Незаконная приватизация государственного, коммунального имущества

364. Злоупотребление властью или служебным положением (при условии, что размер предмета такого уголовного правонарушения или причиненного им ущерба составляет от пятисот до двух тысяч размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на момент совершения уголовного правонарушения, и он совершен служебным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, субъекта хозяйствования, в уставном капитале которого доля государственной или коммунальной собственности превышает 50 процентов, и досудебное расследование такого уголовного правонарушения не отнесено к подследственности ГБР или НАБУ).

Если в ходе расследования упомянутых уголовных правонарушений будут установлены уголовные правонарушения, предусмотренные статьями 192, 216, 358, 366, 369 Уголовного кодекса Украины, совершенные лицом, в отношении которого осуществляется досудебное расследование, или другим лицом, если они связаны с лицом, в отношении которого осуществляется досудебное расследование, такие правонарушения могут расследоваться детективами органов Бюро экономической безопасности Украины, если досудебное расследование таких уголовных правонарушений не отнесено к подследственности ГБР или НАБУ.

Закон вступит в силу после подписания его Президентом Украины со дня, следующего за днем ​​его опубликования, но не ранее дня оглашения Кабинетом Министров о начале деятельности Бюро экономической безопасности Украины.

Досудебное расследование уголовных правонарушений, сведения о которых внесены в Единый реестр досудебных расследований до вступления в силу настоящего Закона и находящихся в производстве НАБУ по состоянию на день вступления в силу настоящего Закона, будут продолжать осуществлять детективы НАБУ в соответствии с требованиями УПК.